Бусидо — это не подготовка спортсменов, которые ловко владеют техникой. Чем сильне, тем лучше — это не Бусидо. Без отзывчивого сердца не может быть Бусидо. Настоящее Бусидо — это постоянная готовность пожертвовать собой, сделать то, что другим не под силу.
КОДЕКС БУСИ-ДО
Кодекс (самурайской чести) сформулирован в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана. В целом кодекс Буси-до сводится к пяти ключевым установкам поведения.
1. ВЕРНОСТЬ
Верность своему делу.
Любовь к родителям и привязанность к братьям. Следует почитать своих предков, любить родственников и детей.
Усердие. Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.
2. ВЕЖЛИВОСТЬ
Уважение и любовь. Следует уважать и почитать людей с большим опытом, быть дружным с собратьями по оружию.
Скромность. Не следует кичиться своими заслугами и хвастаться своими способностями.
Утонченность. Следует быть любезным и элегантным, любить книги и изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относиться к чужим чувствам.
3. МУЖЕСТВО
Храбрость. Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в опасности, уметь действовать в трудной обстановке.
Твердость и хладнокровие. Следует быть отважным и невозмутимым, никогда не поддаваясь страху.
Терпеливость и выносливость. Следует побеждать свои чувства, быть терпеливым, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели, преодолевая все затруднения.
Находчивость. Следует быть сообразительным, проявлять смекалку, обладать предприимчивостью и инициативой в любых трудных случаях, уметь верно рассчитать момент для действия.
4. ПРАВДИВОСТЬ
Прямота и искренность. Следует выполнять обещания, быть верным слову, твердо следовать своим убеждениям.
Честь. Следует всегда дорожить своей честью и авторитетом.
Справедливость. Следует всегда уметь отличать личное от общего, понимать, что соответствует принципам нравственности.
5. ПРОСТОТА
Простота. Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат.
Скромность и чистота. Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.
Додзё кун Гичина Фунакоши
- Воспитывайте характер!
- Защищайте справедливость! Следуйте по правильному пути.
- Стремись к совершенству! Развивай дух старания и настойчивости!
- Веди себя в соответствии с этикетом!
- Воздерживайтесь от грубого поведения! Будьте сдержанным!
Додзё-кун – это перечень пяти принципов каратэ-до, которые Фунаокши Гичин считал главными и которым должен следовать в жизни каждый каратэка. Додзё-кун принято повторять в конце каждого занятия. Когда Вы читаете Додзё-кун, Вы должны заметить, что запись каждого принципа начинается с номера один. Почему? Потому, что Фунакоши Сэнсэй считал, что ни один из этих принципов не является более важным, чем другие. Читая Додзё-кун и размышляя над ним регулярно, что понимаете его принципы всё лучше и лучше.
Пояснения к Додзё-кун
В этих пяти принципах сконцентрирована суть обучения, которая даёт возможность рассматривать каратэ не просто как метод отработки приёмов или современный вид спорта. Это моральность, необходиная для физического уравновешивания на тренировке. Это основа того, что называется «верное действие». Игнорирование идей, содержащихся в Додзё-кун, вскоре может привести к негативному результату с двух сторон – адепта боевого искусства лично и эволюции каратэ-до в целом. Ни сам каратэка, ни каратэ-до не должно превращаться в бездушную машину.
Стремитесь сформировать (воспитывать) характер. Это означает постоянно работать над собой. Сэнсэй Нишияма Хидетака говорит: «Сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!». Если человек останавливается в своём развитии, его подобно лодке сносит течением назад. Здесь важно отметить, что приоритет отдаётся не силе, техническим и бойцовским навыкам, а совершенствованию характера ученика, его внутренним качествам. Планомерность и постоянство такой работы, как физической, так и внутренней очень важна в каратэ. Фунакоши Гичин сравнивал каратэ с горячей водой – если её не подогревать постоянно, она остывает. Он говорил также: «Дух первична, техника вторична».
Следовать по пути истины (будь верен правильному Пути), защищайте справедливость. Здесь подчёркивается, что Путь не может быть метод самопотворствования или слабости. Много частных лиц занимаются обучением боевым искусствам ради коммерческих целей или ради собственного «Эго». При этом они претендуют на мастерский ранг без какого-либо на это права. Многие люди, «покупая» Дан у всевозможных мастеров, занимаются глубоким самообманом. Такие «мастера» сами начинают верить в придуманную ими ложь. Гораздо легче уверовать в самообман, чем упорно тренироваться многие годы, реализовать свою мечту и стать Мастером боевого искусства. Проблемы подобного рода возникают не только у самообманывающихся людей, но и у тех, кто честно трудится на тренировках, не понимая, что ими руководят некомпетентные люди. Создавая для себя миф «учителя», они слепо идут за ним, но когда приходит реальность, не выдерживают разочарования и бросают тренировки. В итоге те, кто выбрал неверный путь, становятся жертвами своих фантазий. Чтобы этого не произошло, выясните, насколько близки ваши занятия к первоисточнику и насколько глубоки их корни. Кроме того, самостоятельно изучайте литературу и видеоматериалы крупных Мастеров по вашему виду боевого искусства и по другим видам. Сравнивайте полученную информацию с тем, что вы делаете на тренировках. Задавайте тренеру вопросы о истории и принципах каратэ-до, а так же его собственного Пути. Воспитывайте усердие, стремитесь к совершенству, развивай дух старания и настойчивости. Познать и усовершенствовать себя – цель занятий каратэ-до. Главная победа – победа над самим собой, своими недостатками и слабостями. Традиционно боевые искусства никогда не практиковались и не преподавались просто как форма развлечения или отвлечения от более серьёзных аспектов жизни. Необходимо терпение при обучении всем тонкостям искусства. Кажущееся бесконечным и скучным, повторение базовой техники – необходимое условие обучения каратэ.
20 ПРИНЦИПОВ КАРАТЭ Гичина Фунакоши
Гичин Фунакоши сформулировал свои взгляды на своё искусство в «Двадцати Принципах Каратэ»:
- Каратэ начинается и заканчивается уважением. Человек должен уважать учение, своих товарищей-учеников; человек должен обладать почтением и уважением к жизни.
- В каратэ не атакуют первым.
- Каратэ воспитывает праведность. Познай сперва себя, затем других.
- Фунакоши научился этому правилу у мастера Азато: «Если ты хорошо знаешь себя и своего противника, ты никогда не потерпишь поражение».
- Важна не столько техника тела, сколько техника разума.
- Позволь своему разуму странствовать свободно. Этот совет мастер дзен Такуан (1573-1645) дал фехтовальщику Ягю Мунено-ри (1571-1646). Если человек позволил своему разуму зафиксироваться на чём-то одном, он теряет способность реагировать.
- Невнимательность и небрежность приводят к неудачам.
- Никогда не считай, что каратэ занимаются только в додзё.
- Каратэ занимаются всю жизнь. К концу своей жизни восьмидесятилетний Фунакоши сказал, что совершенствовал некоторые движения каратэ в течение шестидесяти лет: «И только тогда мне наконец-то удалось уловить их основную идею».
- Всё, с чем ты сталкиваешься, есть аспект каратэ; найди в нём изумительную истину. Вторую часть правила можно перевести и так: «Каратэ есть остриё жизни».
- Каратэ подобно кипящей воде: если ты не поддерживаешь сильный огонь, она становится прохладной. Фунакоши говорил своим ученикам: «Каждый пропущенный день занятий перечёркивает положительные результаты трех дней тренировок».
- Не думай о победе; думай о том, чтобы не потерпеть поражение. Существует огромная разница между желанием победить любой ценой и нежеланием потерпеть поражение. Первое стремление приводит к опрометчивым поступкам и самоуничтожению; второе воспитывает здравый смысл и осмотрительность действий.
- Действуй согласно с действиями противника.
- Проводи поединок в соответствии с естественной стратегией. Занимающийся каратэ должен действовать естественно, приспосабливаясь к своим противникам и никогда не позволяя им приспособиться к себе.
- Сделай свои руки и ноги острыми мечами. Это означает не только то, что их следует превратить в смертельное оружие; практикующий каратэ должен осознавать свои поразительные потенциальные возможности.
- Выйди наружу — и ты встретишь десять тысяч врагов. Это говорит о необходимости внутренней дисциплины.
- Начиная обучение, осваивай различные стойки, но затем полагайся на естественность позы. Для новичка очень важно овладеть различными стойками — они являются «кирпичиками» каратэ. Однако, в конце концов опытный ученик должен превзойти любые традиционные стойки и использовать ту позу, которая наиболее естественна и удобна для него.
- Ката всегда нужно исполнять правильно; реальный поединок — совсем иное. Ката возникли как средство развития различных мышц тела, определённых рефлексов и выносливости. Многие — быть может, большинство — из движений ката никогда не применяются в реальном поединке, но именно упражнения в выполнении ката помогало победить в поединке.
- Научись быть слабым. Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники. Используй силу противника.
- Постоянно оттачивай свой разум. «Оттачивание» означает здесь непрерывный поиск природы вещей; такое стремление захватывает человека целиком и представляет собой сосредоточенное усилие, устраняющее любые умственные и физические препятствия, встречающиеся на пути.
Рэйги. Правила поведения в Додзё
Фунакоши Гичин говорил: «Каратэ начинается с поклона и заканчивается поклоном».
Додзё – это место, где постигают Путь. Каждый ученик обязан честно и искренне следовать постижению Пути. В то же время каждый занимающийся обязан участвовать в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения.
«Рэй» — это просто поклон. Но значение «Рэй» — это уважение, вежливость, воспитанность. «Рэйги» или Этикет является существенным элементом жизни Додзё. Додзё означает место следования Пути. Это место, где мы, стараясь сделать всё как можно лучше, можем стать Чемпионами.
Рэйги. Правила Додзё:
- Входя в Додзё, сделаёте Рэй.
- Выходя из Додзё, сделайте Рэй, повернувшись спиной к выходу. Это дань уважения месту, где постигают путь.
- Во время поклонов друг другу часто говорят «Осс!». Это сокращённая форма традиционного вежливого японского выражения, которое можно перевести, как «Будьте добры!».
- Находясь в Додзё, заботьтесь о поддержании чистоты, порядка, дисциплины и рабочей атмосферы. Во многих Додзё все делают уборку до и после занятий.
- При появлении в Додзё Сэнсэя, первый, кто заметил его появление, подаёт команду: ЯМЭ, СЭНСЭЙ НИ РЭЙ. Все делают поклон. Если в Додзё уже присутствует более высокий по рангу каратэка, такая команда не подаётся. Та же процедура выполняется при выходе Сэнсэя из Додзё.
- Сводите разговоры на тренировке к минимуму. Помните, что основа мастерства это практический опыт.
- Когда Сэнсэй демонстрирует технику, всё внимание должно быть сконцентрировано на действиях и пояснениях Сэнсэя. После демонстрации выполните поклон и продолжайте занятия.
- Подходя к Сэнсэю, или более старшему по рангу каратэке, сделайте Рэй. То же делается прежде, чем отойти. Обращайтесь к Сэнсэю только в крайнем случае. Не задавайте вопросов, если Сэнсэй занят объяснением или демонстрацией – перебивать старших нехорошо.
- Уважайте того, кто имеет больший опыт занятий. Никогда не спорьте с более опытными относительно техники, тем более с Сэнсэем. Цель занятий – не демонстрация своих знаний, а изучение техник и постижение принципов каратэ-до.
- Выполняя упражнения в парах, делайте Рэй друг другу перед началом и после окончания упражнений.
- Относитесь уважительно к одежде и принадлежностям для тренировок. Одежда должна быть чистой и аккуратной.
- К тренировочному оружию относитесь так же как к настоящему. Оружие держите в хорошем состоянии и на своём месте.
- Никогда не используйте одежду и оружие другого спортсмена. Каждый должен иметь свои одежду, оружие и снаряжение.
- Каждый должен знать Додзё-кун. Он повторяется в конце занятия.
- Тренироваться в состоянии стресса или плохого самочувствия можно только после беседы с Сенсэем. В таком состоянии необходимо присутствовать на занятии, пообщаться с Сэнсэем и товарищами по Додзё, таким образом приходя в более уравновешенное психическое состояние.
- Нельзя опаздывать на занятия, но если всё-таки такое случилось, дождитесь окончания церемонии приветствия, зайдите потихоньку в зал и сядьте у входа в Сэйзда. Приступать к занятиям можно лишь после того, как сэнсэй обратит на вас внимание и подаст знак, что вы можете встать в строй.
- На тренировках следует контролировать свои удары. Применение силы может привести к травме. Цель занятий с партнёром – не демонстрация силы, а помощь друг другу в освоении техники.
- Старайтесь следовать правилам этикета и Додзё-кун не только на тренировках, но и в повседневной жизни. Это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими и приобрести покой в своём сердце.
Советы мастера
Прежде чем говорить о технической стороне каратэ, мне хотелось бы дать несколько главных советов о том, как начинать занятия, с каким внутренним настроем приступать к тренировкам каратэ.
Во-первых, каратэ — военное искусство, что требует самого серьезного к нему отношения и подхода. Я говорю сейчас не о прилежании. Делая каждый шаг, каждое, самое легкое движение, помните: перед вами противник с готовым к бою мечом.
Каждый ваш удар должен нести в себе всю силу, на которую вы способны. А в вас должна быть уверенность, что этот удар решающий, и победа за вами. Будьте уверены в этом, даже если удар не удался, иначе можно поплатиться жизнью. Вера в победу концентрирует мысли и энергию, ваш боевой дух, дает полный выход силе. И неважно, как долго вы занимаетесь каратэ. Если на тре-нировке вы думаете только о том, правильно ли движутся руки и ноги, лучше займитесь танцами.
Тренируясь с нужным настроем, вы преуспеете не только в каратэ. Это очень поможет в жизни. Она ведь часто напоминает поединок. Если ваши личные неудачи являются следствием недостаточно серьёзного отношения к жизни, глупо надеяться, что у вас будет шанс отыграться.
Второе. На тренировках не жалуйтесь. Вообще, слов поменьше. Только лентяи, неспособные трезво взглянуть на себя, находят утешение в словоблудии. Часто их глупые стенания звучат высокопарно. Вот пример. На занятиях, где отрабатывали заднюю стойку, я нередко слышал от учеников, что они не могут ее исполнить, сколько бы ни старались. Они всерьез спрашивали, что им делать, после часа (!) работы. А на эту позицию при ежедневных занятиях «до седьмого пота», уходит, порой полгода, а то и год. Мне смешно, когда сетуют: «Сколько бы я ни бился…» -в самом начале пути. Мона и Дзен, услышав такое, вполне могли накричать, оскорбить «несчастного», даже заставить есть собственные испражнения. На словах ничему не научишься. Учится ваше тело. Через боль, через труд вы осознаете: если это могут другие, смогу и я. Спросите себя: «Что мне мешает? Что я делаю не так? Чего мне не хватает?» Только так можно овладеть боевым искусством. Важные вещи, о которых мы узнаем от кого-то, можно забыть. То, чему научился через собственные страдания, слезы, труд, не забудешь никогда. Видимо, поэтому мастера боевых искусств старины вручали грамоты и доверяли главные приемы только тем, кто работал без устали, не жалея себя. Так открывался им истинный дух будо.
Третье. Когда начинаете осваивать новый прием, работайте упорно до тех пор, пока не поймете его значения. Не пытайтесь узнать все сразу. Так не бывает. Работайте, работайте… В каратэ много приемов и ката. Не попадитесь на удочку: дескать, так много всего надо выучить, так выучу все скоренько в общих чертах. Это путь в никуда.
Нельзя запомнить ката и приемы, не вникая в их суть и назначение. Тогда ката превращается в бессмысленную совокупность движений. Отрабатывать каждое движение отдельно, не связывая его со всем ката, тоже неверно. Так вам никогда не увидеть взаимодействия одного ката с другим. Если выучишь что-то одно, а что-то пропустишь, в результате выйдет полная неразбериха и сумятица.
Тот, кто правильно освоил даже один прием, уже сам увидит его связь с другими. Верхний удар, нижний удар, фронтальный удар — по сути вариации одного и того же удара. Да и все тридцать с лишним ката, если разобраться, версии всего нескольких. Если вы овладели одним приемом, вам остается внимательно следить за соблюдением формы всех остальных. А опытный тренер подскажет, что в них самое важное. И вы освоите все в сравнительно короткий срок.
Расскажу вам одну историю об известном мастере литературного жанра. В юности он решил учиться читать баллады и легенды, хотел стать актером. Его педагог был очень строгим. День за днем он заставлял молодого человека читать один и тот же отрывок из «Тайкоки» — драмы жизни времен Тойотоми Гидоси. По сотне раз в день бедняга повторял одно и то же. А учителю все что-то не нравилось: «Еще раз!» И так почти год. Он не позволял ученику прочесть хотя бы строку следующей главы.
В конце концов, замученный юноша решил, что выбрал не ту профессию, и ночью убежал из дома. Он отправился искать счастья и другого способа заработать на жизнь в древнюю столицу Идо. Ему пришлось заночевать в гостинице провинции Суруга (сейчас ее называют Сизуока). В тот вечер там проходил конкурс чтецов. Молодой человек решил принять в нем участие: будь, что будет. Он вышел на сцену и почел тот самый отрывок, который знал назубок. И как прочел. Когда он умолк, к нему подошел организатор конкурса. «Это было великолепно» — все, что он мог произнести. «Как ваше имя? Уверен, вы знаменитый актер. Но меня подводят старые глазам: я не узнаю Вас». От таких слов молодой человек совсем растерялся. Он покачал головой: «Вы ошибаетесь. Я просто любитель. Сознаюсь вам, я не знаю ни слова дальше этого отрывка».
Организатор удивился: «Не может этого быть. Вы не уступаете великим мастерам. Кто учил Вас?» Тут юноша выложил все. Как терзал его учитель, как он сбежал и оказался в этой гостинице… Старик вздохнул: «Вы совершили большую глупость. Такой педагог послан вам Небом. Послушайте меня. Возвращайтесь обратно, просите прощения, умоляйте, но добейтесь, чтобы он продолжил уроки с вами». Молодой человек уже и сам понимал, что сглупил и погорячился. Он вернулся к своему педагогу. Сейчас это знаменитый актер Кошидзи. Впрочем, важно не имя. Важно сделать вывод из этого рассказа.
Четвертое. Не изображайте из себя великого мастера, не хвастайте силой. Дикость, но факт: многие, кто занимается боевым мастерством, как-то незаметно превращаются в «клоунов боя». Представьте себе человека с огромными плечами, мощными бицепсами. Он идет по улице с таким видом, будто он хозяин всего вокруг. Лицо самодовольное: «Глядите, какой я герой!» Вызовет он уважение? Едва ли. Причем, самое смешное, что подобные господа обычно мало что умеют и знают.
Иногда новички в додзо изображают из себя крупных мастеров. Этим они позорят и себя и благородное искусство боя. Есть и такие, кто выучил один-два приема, но ведут себя вызывающе, провоцируют конфликт, чтобы пустить в ход кулаки. Смешно и глупо. «Его улыбка покоряет младенцев, его гнев приводит в ужас тигра» — вот характеристика истинного бойца и воина.
Пятое. Вежливость. Помните: каратэ начинается с учтивости и учтивостью заканчивается. Особое уважение и почтение проявляйте к старшим. Нет ни одного вида боевого искусства, где вежливость и хорошие манеры не считались бы основными качествами.
Причем уважительность и хорошие манеры не должны демонстрироваться только в додзо. Тот, кто искренне поклонится алтарю в додзо, не пройдет мимо святыни нигде. Будь то улица, лес, поле, где никого нет. Точно так же грош вам цена, если вы уважительны к тренеру в додзо, но невнимательны к отцу, деду, старшему брату. Таким не место в каратэ, да и в других боевых искусствах тоже. В доме должно слушаться отца и старше го брата. В школе — учителя. В армии — офицера, старшего по званию. На службе — начальника. Этот закон действует и на занятиях каратэ. Ему следуют безоговорочно.
Шестое. Сторонитесь всего дурного. Перенимайте хорошее. Если в работе других вы находите нечто, чему стоит научиться, учитесь без колебаний. Увидели хороший удар, задайте себе вопрос: «В чем его сила? Как научиться делать так же? Что нужно изменить в моей технике?» Это один из верных способов совершенствования мастерства. Если вы заметили, что чьи-то навыки со временем не стали сильнее, опять же задайте вопрос себе: «Почему? Он мало работает? Ему не достает толковых наставников? Не происходит ли со мной нечто подобное?» Такой подход не только поможет вам улучшить технику боя. У всех у нас есть свои достоинства и недостатки. И если мы искренни в желании стать лучше, каждый, кого встречаешь в жизни, может стать своего рода образцом или отражением нас самих со всеми плюсами и минусами. Есть старинная пословица. Кстати, она совершенно в духе учения Конфуция. А пословица такая: «Если рядом со мной еще двое, они могут быть моими наставниками: я возьму от них все хорошее, увижу их недостатки и стану сам избегать подобного».
Седьмое. Представьте себе, что каждый день вашей жизни — это тренировка в додзо. Не думайте о каратэ, как о спорте или способе борьбы. Дух каратэ, его правила и законы помогут в решении всех жизненных проблем. Это тот дух, который заставляет вас собраться, стиснуть зубы и пережить холод зимы. Дух, который помогает перетерпеть изнуряющую жару лета. Тело, которое приучено к ударам напряженными тренировками, выдержит многое. Тот, чей дух силен и стоек, не знает уныния, для него нет испытания, которое может сломить его. Тот, кому знакомы годы физической и духовной боли, готов к любому удару, ему по плечу все. Такого человека, не сомневаясь, можно назвать последователем Каратэ-до.
Из книги «Каратэ-До Ньюмон», Гичин Фунакоши.
Добавить комментарий