Фудокан означает непоколебимость духа – идти только одним путем, не отклоняясь ни влево, ни вправо, строго прямо, следовать одной идее. Фу-До-Кан. Вы должны понять, что каратэ это не камень, не бетон. Это живой организм.
Илья Йорга (серб. Илија Јорга) — мастер боевых искусств из Сербии, обладатель 10 дана, создатель стиля каратэ Фудокан. Чемпион Европы по кумитэ (1968), двукратный чемпион Европы по ката (1976 и 1978). Пятнадцатикратный чемпион Югославии по каратэ. Автор более двенадцати книг о боевых искусствах.
Илья Йорга также является доцентом Белградского университета, доктором наук, специалистом в области хирургии, клинической физиологии и спортивной медицины.
Профессор Илья Йорга — обладатель 10 дана по традиционному каратэ и звания «Соке» (хранитель традиций), Илия Йорга родился 15 ноября 1940 года в городе Белграде (Югославия).
Каратэ Илия Йорга стал заниматься относительно поздно, в 18 лет. К тому времени он был хорошим теннисистом, членом студенческой сборной команды Югославии по волейболу. Выбор Илии определил его брат Владимир. Именно Владимир организовал в Югославии первый клуб каратэ. Он же привёз в Европу выдающегося японского инструктора каратэ профессора Мураками. В 1967 году Мураками присваивает Илие Йорге чёрный пояс, первый дан.
Перед смертью Мураками направил Илию Йоргу к Сэнсэю Тайджи Казэ, который в то время находился в Европе. Встречу с Сэнсэем Казэ доктор Йорга вспоминает так: «Когда я в первый раз пришел к Казэ он даже не заговорил со мной, лишь взглянул, но запомнил. Через год я прилетел к нему в Японию, но тоже безрезультатно. И только с третьей попытки мои старания увенчались успехом. Он стал для меня и учитель, и старший брат, и настоящий друг».
В последующие годы Илия Йорга приложил максимум усилий и для совершенствования своей техники, и для развития каратэ в Европе. Он также активно участвовал в различных соревнованиях как по кумитэ, так и по ката. В 1970 году он становится техническим директором Европейского Союза Каратэ (EUK). В 1972 году Сэнсэй Йорга становится Вице-президентом Всемирного Союза Организаций Каратэ (WUKO). В этом же году на престижнейшем Мемориальном турнире в честь Гичина Фунакоси в Токио Илия Йорга занимает 2 место в кумитэ.
Итогом глубокой работы по изучению стиля Сётокан Гичина Фунакоси, новаций в каратэ разработанных Йоситакой Фунакоси и традиционных техник Окинавского каратэ стало основание стиля Фудокан 15 ноября 1980 года. В 1982 году из рук Сэнсэя Казэ доктор Йорга получает 6 дан, а в 1987, 1998 и 2005 годах соответственно 7, 8 и 9 дан ITKF присваивает ему Сэнсэй Хидетака Нишияма.
Благодаря активной деятельности Сэнсэя Йорги каратэ Фудокан получило распространение по всему миру. В настоящее время этот стиль относится к стилям традиционного каратэ наряду с другими стилями (Сётокан, Годзю-рю, Сито-рю, Сёриндзи-кэмпо).
Доктор Йорга постоянно подчёркивает, что каратэ было и должно оставаться боевым искусством, то есть БУДО. Это чрезвычайно важный критерий, это стержень и суть, облагораживающий и обогащающий дух каратэ. Без этого не возможно гармоничное развитие личности, каратэ превращается в пустое размахивание руками и ногами, или, как говорил великий учитель Итосу, «Фруктовое дерево без плодов».
- 1968 — второй дан от Тайдзи Казэ в Загребе.
- 1971 — третий дан от Тайдзи Казэ в Париже.
- 1975 — четвёртый дан от Тайдзи Казэ в Белграде (Сербия).
- 1978 — пятый дан от Тайдзи Казэ в Белграде.
- 1982 — шестой дан от Тайдзи Казэ в Париже.
- 1987 — седьмой дан от Хидэтаки Нисиямы в Лос-Анджелесе (США).
- 1998 — восьмой дан от Хидэтаки Нисиямы в Сан-Диего (США).
- 2003 — девятый дан, присвоен WTFSKF в Вероне (Италия).
- 2007 — десятый дан, присвоен Международной ассоциацией мастеров Будо в США.
Илья Йорга владеет 6 языками: сербским (родной язык), русским, английским, итальянским, немецким, французским.
Интервью с основателем стиля Каратэ До Фудокан
Что такое каратэ? Есть много стилей, но вопрос не в том, чем они отличаются, а что такое каратэ вообще?
Как сказал Гичин Фунакоси, есть только одно каратэ. Однако каждый мастер в силу своей индивидуальности имеет свой стиль, то есть фактически существуют миллионы вариантов. Можно условно разделить всё каратэ на традиционное и «эволюционизированное» (условно назовём его «новое» каратэ). Традиционное каратэ имеет общие базовые принципы независимо от стиля, хотя есть некоторые технические моменты, которые отличают одну школу от другой.
Что касается Фудокан каратэ. Фудокан использует универсальные принципы, которые используются во всех воинских искусствах, и в каратэ, и в айкидо, и в джиу-джицу. И здесь очень важен дух Будо т.е. дух Воинского искусства. В первую очередь это отношение, воспитание, хороший тон, этикет. Но я не хочу, чтобы мои ученики имитировали «самурая 20 века». Я хочу, чтобы они были серьёзными людьми, самосовершенствовались и реально могли оценивать себя, своё окружение, своих оппонентов и сложившуюся ситуацию.
Теперь о Фудокан в России. В России спортивная наука вообще находится на очень высоком уровне. Так было раньше, так есть и сейчас. Я использовал науку и соединил её с традиционной техникой. В первую очередь это биомеханика. Раньше японцы всегда работали эмпирически: 100 раз сделал, получается лучше, потом ещё и ещё… Критерий наилучшей техники – максимальная эффективность, это понятно. Нужно повторять миллионы и миллионы раз. Но человеческое тело это биологический материал и оно должно регенирироваться, восстанавливаться. Речь не идёт о серьёзной травме. Но бывают микротравмы, комулятивные травмы при нестабильности суставов и мышц во время многократных повторений движения. Для японцев травматология в каратэ было табу, закрытая тема. В Фудокане мы работаем технику каратэ на основе биомеханики, и у нас нет такой проблемы. Каждая техника объясняется очень подробно, что и как происходит в организме, как работают мышцы и суставы.
Есть мнение, что обычно в каратэ вся техника заканчивается ударом, но здесь много техник заканчивается бросками, и вы употребляете название «Айки-джицу». Откуда?
Сэнсэй Казэ познакомил меня с японским мастером Ириеда, он был мастером айки-джицу. Я посмотрел у него айки-джицу, и понял, Что каратэ и айки-джицу могут сочетаться между собой наилучшим образом. Их можно было бы связать вместе, получив нечто вроде Айки-каратэ. Это имеет смысл, потому что в каратэ каждый раз всё заканчивается ударом, а это очень опасно в применении. Возможны непоправимые последствия. В айки-джицу есть возможность контроля противника без серьёзных последствий для здоровья. Поэтому мне хочется, чтобы культура каратэ моих учеников была шире, был больше арсенал: знали и страховки при падении (укеми-вадза) и захваты, и броски, но когда надо могли закончить ударом. Это также важно для понимания Бункай т.е. в применении техник. Когда вы берёте захват и контролируете противника, у вас есть время подумать – убить или не убить. Если вы сразу сработаете удар, это может закончиться очень трагично и фатально.
А Вы сами занимались Айки-джицу?
Да, когда Сэнсэй Казэ знакомил меня с Ириэдой. К моему большому сожалению Ириэда быстро уехал в Японию. Мне очень понравилось то, что он показывал. В качестве эксперимента я показал Бункай с элементами Айки-джицу моим ученикам в Польше. Мне была интересна их реакция. Они поддержали такой вариант применения и даже придумали специальный термин «Фудо-джицу».
Расскажите о своих Учителях каратэ.
Мы все помним своего первого учителя в те времена, когда были маленькими. Но слово «Учитель» в боевых искусствах имеет другой смысл – Учитель жизни. Каратэ для меня это дорога жизни, жизненный путь. Мы двигаемся по жизненному пути каждый в своём направлении, и Учителя показывают нам дорогу. Мой путь определило то, что я учился у трёх великих мастеров. Так дал мне Бог, и я очень этим счастлив! Мой первый Учитель был Тэцуо Мураками, японец старой закалки. Он был очень жестким! Были моменты, когда я просто ненавидел его, готов был ему голову снести! Но это было невозможно, ведь он был очень опасный человек. После обучения у Сэнсэя Мураками у меня оставались очень болезненные «сувениры». Так шло обучение, и я не понимал, почему он такой жёсткий. Много позже я понял, что это говорил в нём его Дух Бусидо. Даже когда он заболел раком, он продолжал тренироваться и проводить занятия по каратэ. Он научил меня решимости – если сказал «ДА», ничто не может заставить вас передумать. Каратэ тогда было очень жёстким и опасным. Когда мы начали тренироваться в Югославии, в 1958-59 годах, нас было 150 человек. Осталось только 5, совершенно сумасшедших фанатов – я, мой брат Владимир и ещё трое, двое из которых впоследствии умерли. Таким образом, нас осталось 3 человека. Сэнсэй Мураками первому присвоил мне 1 Дан. В то время я задал Сэнсэю какой-то провокационный вопрос, он мне как дал! Я упал. Больше я не задавал ему подобных вопросов. Очень жёсткий был человек.
Когда он умер от рака лёгких (постоянно курил трубку) я думал, что каратэ для меня закончилось. Но Сэнсэй Мураками сказал, что я должен заниматься дальше, потому что во мне будет продолжать жить Дух каратэ Мураками. Так он меня убедил. Он направил нас с братом к Сенсэю Казэ, сказав, что будет хорошо, если Казэ возьмёт нас учиться, и тогда Мураками будет считать свою миссию выполненной. Мы ждали встречи с Казэ целый год. Когда он увидел нас, то думал, очевидно, что мы – два мальчика из Югославии, ничего особенного. Это было во Франции, на песке, у моря. Сэнсэй Казэ устроил нам проверку. Он поставил меня в пару с огромным негром и скомандовал «Хадзимэ!». Мы сработали страшную драку! Я выбил ему зубы, мне тоже очень досталось! Казэ взял меня в ученики и я долго тренировался у Казэ. Он тоже был достаточно жёстким и безкомпромисным. Но когда у него родилась дочка, Юмико, он стал мягче. Потом родилась вторая дочь, и он сильно изменился. Он научил меня комбинированию техник, стратегии и тактики, всему тому, что надо в кумитэ. Моё каратэ стало похоже на большую мозаику. Но, несмотря на кажущуюся целостность, там были пробелы.
Эти пробелы восполнил Сэнсэй Нишияма. Например, он объяснил, что такое «вибрация», «антигравитационный эффект» и т.д. И сейчас моё представление о каратэ можно считать полным. Всё это благодаря трём Сэнсэям, трём замечательным людям. Этот синтез и есть Фудокан.
Как сегодня Фудокан развивается в России?
Впервые в СССР я побывал в Грузии. Потом в 1990 году я первый раз приехал в Москву. Японцы и американцы по началу не приезжали в СССР, а я много ездил по стране, во все республики. Сейчас там много последователей Фудокан. Кстати, в России довольно распространён феномен «маленького князя». Есть люди, которые стараются иметь свои владения, считают себя наилучшим мастером в мире, хотя на самом деле не видит дальше носа.
В России был этап становления Фудокан. Сейчас идёт другой этап. Сейчас доктор Йорга работает чуть-чуть не так как раньше, по-другому. Посмотрите на отношения моих учеников в монастыре Св. Прохора. Ни один стиль не имеет такого сильного духовного единения людей. Встречаются, конечно, и коммерсанты от каратэ…
Вообще, нет плохих и хороших стилей. В каждом стиле есть нечто интересное. Поэтому, хоть я и говорю всё время «Фудокан», если вижу интересные вещи например в Годзю-рю, я буду их использовать. Почему бы и нет? Каратэ—это универсальная культура. Знаете, лошадям на скачках закрывают глаза с боков, чтобы они шли только прямо. Для молодых каратистов может быть полезно идти только прямо, но надо знать, куда и к чему. Поскольку молодые идут за Учителем, то для Учителей необходим более широкий взгляд. Человек, бегущий быстро к вершине, устаёт и может не добраться до неё. А потихоньку можно взойти даже на Эверест.
А вершина – это что? В чём цель?
Цель – это самосовершенствование. Наивысшая ваша цель – узнать кто Вы и что Вы? Если вы встанете перед человеком и он смотрит вам в глаза, за две секунды можно понять, кто перед вами стоит. В немецкой Энциклопедии боевых искусств (кстати, очень хорошая и красивая энциклопедия) написано, что доктор Йорга 600 раз официально сражался в Кумитэ. Если честно, не знаю, как они посчитали. И действительно, посмотри 600 раз противнику в глаза и потом вам хватит 2 секунды, чтобы понять, что это за противник, кто он. Есть такая древняя мудрость – «Если знаешь себя и не знаешь противника, может победишь, может проиграешь. Если не знаешь ни себя, ни противника, обязательно проиграешь. Если знаешь и себя, и противника, будешь выигрывать всегда!». Это самое важное.
Поэтому вы должны быстро проводить психоанализ. Любая ошибка опасна! А, как известно, историю пишут первые, ни вторые и не третьи. Жизнь – борьба, и иногда очень суровая и жестокая, и я хочу, чтобы мои ученики были готовы к этому. Познав себя и окружающих, будет меньше проблем в жизни. Например, почему так много разводов? Если люди женятся в 18 лет, они не знают ни себя, ни партнёра, и вот вам результат! То же самое в каратэ.
Как получилось, что центр Фудокан каратэ в православном монастыре?
Все знают монастырь Шаолинь. Это истоки каратэ. Шаолинь – буддийский монастырь. Но не нужно имитировать историю. У нас, у славян тоже есть святые воины. Но христианская доктрина проповедует терпение, терпимость и через это познание Бога. А каратэ это активная дисциплина, очень активная. Поэтому я очень много думал над взаимосвязью Пути воина и Православия. Ведь техника – это одно, а духовность – другое. Моей задачей было выработать духовный баланс. Мне помог мой хороший друг – Отец Пётр, доктор богословия. Он написал диссертацию по взаимосвязи христианства, ислама и буддизма. Эта связь трёх религий, она очень интересна, но это отдельный разговор.
Монастырь Св. Прохора – монастырь с 10 века. Практически там три монастыря. По легенде, только один правитель Византии, Диоген, прошёл путь от простого солдата до правителя. Диоген вместе с другими войнами охотился в горах, и он преследовал раненую серну. В горах он встретил старца и был поражён тем, что старец разговаривал с животными. Диоген хотел убежать, но Прохор остановил его. Он сказал, что вернувшись в Константинополь, Диоген будет там править. Действительно, Через некоторое время Диоген стал правителем. Через 7 лет ему приснился старец. Тогда Диоген поехал обратно, но никак не мог найти то место, где встречал старца. Вдруг он увидел белого орла и пошёл за ним. Найдя старца, Диоген увидел, что старец умер, но тело сохраняет свежесть (кстати, анализы воздуха возле рек в горах и в пещерах показывают наличие большого количества отрицательных ионов, что хорошо влияет на мыслительный процесс и медитативную практику; возможно в этом причина мумификации тела Св. Прохора). Диоген хотел увезти тело в Константинополь, но лошади почему-то никак не хотели двигаться. Тогда на этом месте поставили часовню, и оставили тело там. Позже там построили церковь, а после разорения церкви турками на этом месте построили монастырь. В монастыре до сих пор находятся мощи Св. Прохора. Там есть интересный феномен – мироточение. Таких места 3 в Европе. Я хотел сделать биохимический анализ, но ни разу анализ сделать не удалось, и я оставил попытки – наверное, это не нужно…
Мы проводим там семинары по двум причинам:
- Это святое место и люди приобретают соответствующий духовный настрой.
- Там очень хороший микроклимат. Я сплю всего 4 часа, и мне вполне хватает для отдыха.
Знаете, я всех крещу в монастыре – и итальянцев, и поляков, и немцев, всех. Это очень красивый ритуал. В монастыре все ходят в кимоно и в туниках, обычную одежду вообще не одевают.
Символ монастыря – белый орёл. Орёл – символ перерождения, мне это понравилось. Символ Гичина Фунакоши (и Шотокана) это тигр. Но настоящим гением каратэ был его сын, Ёситака. Он умер очень рано от туберкулёза. Его символом я считаю орла. Поэтому символ Фудокана – орёл и тигр.
У кого учился Сэнсэй Нишияма?
Сэнсэй Нишияма учился у Гичина Фунакоши вместе с Накаямой Масатоши. Сэнсэй Казэ – ученик Ёситаки Фунакоши.
Расскажите подробнее об участии в мемориальном турнире в 1972 году.
Каждые 50 лет проводится мемориальный турнир памяти Гичина Фунакоши. Отсчёт идёт с 1922 года, когда Фунакоши привёз каратэ в Японию. Участвовало более 1200 японцев и около 400 иностранных спортсменов. Соревнования проходили на 12 площадках. Было очень тяжело, но я дошёл до финала. В финале я встречался с японцем Хашимото. Судьями финала были Сэнсэй Оцука, Сэнсэй Ивата, Сэнсэй Гоген Ямагучи, Сэнсэй Накаяма – представители Вадо-рю, Сито-рю, Годзю-рю и Сётокан, все 4 на подиуме. И 2 дурака (я и Хашимото) на татами – 5 минут свободного кумитэ. Хашимото атаковал и рассёк мне бровь. Я контратаковал дзёдан. Передние зубы Хашимото загнулись внутрь. Очень жёсткий был поединок. Гоген Ямагучи остановил схватку, чтобы не было кровопролития, и победу отдали Хашимото. Вообще, я очень горжусь своим носом – сколько ни сражался, было много травм, а до моего носа противник никогда не доставал!
Расскажите подробнее о ваших отношениях с Сэнсэем Накаямой.
Сэнсэй Накаяма был очень-очень интересный и очень добрый человек. Он первым стал использовать научные методы в каратэ. Ко мне он относился очень тепло, буквально как к сыну. Наверное, за силу духа. Тогда мне было 25-26 лет. Я помню, как в Италии, в Милане я инстинктивно выполнил контратаку со стороны, после ухода. Тогда все работали прямолинейно. Я оказался в кумитэ с Дэми Кересом, который весил 120 кг, лучший ученик Хироши Шираи, просто ужас! Тогда я решил, что если выполню уход, то он не сможет остановить свою атаку, и я контратакую сбоку. Я сделал это инстинктивно, и у меня получилось. Мне это понравилось, и я выиграл поединок. За это Дэми Керес прозвал меня «старый волк» (я был старше его). Сэнсэй Накаяма посмотрел на это и потом спросил, кто меня научил контратаковать со стороны. Яне мог сказать, что сделал это интуитивно. Я говорю – «Это Сэнсэй Казе меня научил». Сэнсэй Казэ был там и сказал – «Нет, это не я». Сэнсэй Накаяма с удивлением посмотрел на меня, тогда я говорю «Да-да, это Мураками Сэнсэй». Этим всё закончилось.
Потом я поехал в Токио, Сэнсэй Накаяма пригласил меня домой и я жил у него дома. На нижнем этаже был зал для занятий, 3 комнаты для учеников и кухня.
Почему всё-таки, добившись огромных успехов в Шотокане, Вы основали свою школу?
В общем, я уже объяснял, почему.
- Ученики обязаны своему Учителю, и я не могу забыть о ком-то из своих Учителей, только вместе. А все трое – это разные методики.
- Я по профессии физиолог и медик. Я могу отличить технику «полезную для здоровья» от «вредной», и могу чуть-чуть изменить технику, чтобы не было травм. В японских школах такие изменения не возможны – это табу.
- Созданием Фудокана и организацией Академии каратэ в Монастыре Св. Прохора я приблизил каратэ к Европе, сделав его более доступным для европейского понимания.
- Мы используем науку в каратэ. Когда создавался Фудокан, мой брат сказал – «Японцы не дадут тебе развивать Фудокан», ведь ты не японец. Но я рискнул. Слава Богу, что Сэнсэй Нишияма выдал документ, что Фудокан имеет все стандарты традиционного каратэ-до ITKF (Международной Федерации Традиционного каратэ-до), и признал наш стиль.
Большое спасибо!
Новосибирск, 2003 г., http://www.fudokan.infogroup.org/articles/91-ilya-jorga-interview
Добавить комментарий